Четверг , 25 Апрель 2024
  8 (800) 200-05-07
Телефон доверия по вопросам
нежелательной беременности и абортов
БЕСПЛАТНО для регионов РФ

Здоровье

Шестая глава из книги Джона и Барбары Уиллке «Мы можем любить их обоих»:

А ТОЧНЕЕ, УМСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

При рассуждении об абортах и влиянии аборта на здоровье матери совершенно необходимо знать, как трактуется «здоровье» в законодательстве и в практической жизни в тех случаях, когда речь идет об абортах.

Понятие «здоровье» было в деталях определено Верховным Судом США. Суд постановил, что аборт может быть произведен «…в свете всех факторов — физических, эмоциональных, психологических, семейных и возраста женщины — имеющих отношение к благополучию пациентки. Все эти факторы могут иметь отношение к здоровью».

Роу против Уэйда, 22 января 1973 г. (Roe vs. Wade, January 22, 1973)

 

В аналогичном решении было постановлено, что «Материнство  — или еще один ребенок —может привести к жизненным страданиям матери в будущем. Может возникнуть неминуемый психологический вред. Забота о ребенке может отрицательно повлиять на умственное и физическое здоровье. Наличествует также страдание у всех людей, связанных с нежеланным ребенком, и возникает проблема ввода ребенка в семью, уже неспособную, физически или психологически, заботиться о нем».

Доу против Болтона, 22 января 1973 года (Doe vs. Bolton, January 22, 1973)

 

В другом решении судья Дуглас далее разработал значение понятия «здоровье» в применении к аборту в том, что касается законодательства. Он уточнил, что женщина может быть вынуждена: «выносить неудобства беременности; подвергаться боли, повышенной вероятности смерти и последствиям рождения ребенка; отказаться от планов получить образование; вынести потерю доходов; отказаться от карьеры; подвергать испытанию будущее умственное и физическое здоровье при заботе о ребенке, а иногда и нести пожизненное клеймо незамужней матери».

Роу против Уэйда, 22 января 1973 г. (Roe vs. Wade, January 22, 1973)

 

Это определение «здоровья» было принято на международном уровне. В результате, в любой стране, где аборт разрешен по мотивам «здоровья» женщины, разрешен аборт по требованию, если другими положениями закона не накладываются ограничения.

Всемирная организация здравоохранения при Организации Объединенных Наций дала определение, в которое включается социальное, эмоциональное и экономическое благосостояние женщины, как она сама его определяет.

 

Давайте ограничимся умственным здоровьем в психологическим смысле и спросим, есть ли причины для аборта по мотивам психического здоровья?

Нет! Женщина, испытывающая проблемы с психическим здоровьем, скорее столкнется с послеабортными эмоциональными и психологическими проблемами, чем более стабильная женщина. Ниже приводятся четыре ставшие классическими цитаты:

«Если у женщины есть в анамнезе психические расстройства, то вероятность того, что она испытает психические расстройства после аборта в три раза выше, чем для женщин, у которых в истории болезни этого нет».

Э. Грингласс, «Аборт и психиатрические расстройства», Журнал Канадской психиатрической ассоциации, т. 21, № 7, ноябрь 1976, с. 453—459
(E. Greenglass, “Abortion & Psychiatric Disturbance,” Canadian Psych. Assn. Journ., vol. 21, no 7, Nov. 1976, p. 453—459)

 

Доктор Чарльз Форд и его сотрудники в Университете штата Калифорния, Лос-Анджелес, докладывали об аналогичных результатах исследования.

«Чем более серьезен психиатрический диагноз, тем менее благотворен аборт».

К. Форд и др., «Является ли аборт терапевтической процедурой в психиатрии?», Журнал Американской медицинской ассоциации,  т. 218, № 8, 22 ноября 1971, с. 1173-1178
(C. Ford et al., “Abortion, Is It a Therapeutic Procedure in Psychiatry”, JAMA, vol. 218, no. 8, Nov. 22, 1971, p. 1173-1178)

 

«Чем серьезнее психическое заболевание пациентки, тем хуже ее психическое состояние после аборта».

Э. Сандберг, «Психология аборта» в Полном руководстве по психиатрии, 3-е издание,  издательство «Каплан и Фридман», 1980
(E. Sandberg, “Psychology of Abortion” in Comprehensive Handbook of Psychiatry, 3rd., Kaplan & Friedman Publishers, 1980)

 

Все это подтверждает официальное заявление, сделанное Всемирной организацией здравоохранения в 1970 году:

«Серьезные умственные расстройства чаще возникают у женщин, ранее испытывавших психиатрические проблемы. Таким образом, женщины, для которых разрешенные законом аборты считаются оправданными по психиатрическим мотивам, подвергаются более высокому риску послеабортных психических расстройств».

 

Таким образом, «психическое заболевание» как причина для аборта — не более, чем отговорка?

Именно так.

 

А что можно сказать о психологических проблемах после аборта?

Когда авторы этой книги писали в 1971 году «Книгу об абортах», ходили некоторые слухи о послеабортных проблемах, однако известно было мало. Тогда отрицательные последствия рассматривались, в основном, с психиатрической точки зрения.

Когда мы в 1985 году писали книгу «Аборт: вопросы и ответы», на физический вред, считавшийся, тем не менее, серьезной проблемой, уже обращалось меньше внимания, а отрицательные психологические последствия были после этого серьезно исследованы.

В настоящее же время гораздо больше известно о том, что сейчас называется «послеабортным синдромом», являющимся, вполне очевидно, синдромом послетравматического стресса.

Синдром послетравматического стресса?

Да. Эта проблема впервые наблюдалась в большом количестве у ветеранов вьетнамской войны, но проявилась она только через десять лет после их возвращения. Такая же десятилетняя задержка проявляется и при абортах.

Т. Кин, Травматический синдром у ветеранов Вьетнама достигает 15%, Американские медицинские новости, Л. Эйбрахам, 2 декабря 1988 года, с. 2
(T. Keane, Vietnam Vets Trauma disorder level at 15%, Am. Med.
News, L. Abraham, Dec. 2, 1988, p. 2)

 

Что такое послеабортный синдром (ПАС)?

Многие женщины противоречиво относятся к аборту, однако делают его. Окружающие женщину люди говорят ей (и она сама говорит себе), что это не доставит ей неудобства. Когда возникают симптомы, она говорит себе, что они не могли быть вызваны абортом, и тогда проявляются два сильных механизма психологической защиты: подавление и отрицание.

У некоторых женщин эти механизмы успешно срабатывают. У других проблема переходит в управляемый дистресс, в сильное, изменяющее жизнь расстройство, и может даже привести к самоубийству.

 

Но проявляется это с задержкой?

Да! Первая реакция в большинстве случаев — чувство облегчения. Затем, с подавлением и отрицанием, женщина избегает проблемы обычно в течение нескольких лет — обыкновенно пяти, но бывает и 10 или 20.

Но потом у некоторых женщин чувства вскипают и прорываются. Зачастую срабатывает спусковой механизм: какая-то знакомая, или подруга, или родственница рожает ребенка, с которым женщина вступает в близкий эмоциональный контакт, или она обнаруживает, что бесплодна, или происходит другое событие, изменяющее ее жизнь.

 

Каковы симптомы ПАС?

Всегда присутствует в какой-либо форме чувство вины, сопровождающееся раскаянием, угрызениями совести, стыдом, пониженной самооценкой, кошмарами, неприятными воспоминаниями, ежегодными реакциями. К ним относится враждебность или даже ненависть к мужчинам. В число этих мужчин может входить собственный муж, и она может испытывать сексуальные расстройства. Обычно встречаются плач, отчаяние и депрессия, иногда даже с попытками самоубийства. Зачастую женщина обращается к алкоголю или наркотикам, чтобы подавить боль; иногда следствием бывает промискуитет (частая и беспорядочная смена половых партнеров). Встречаются также безразличие и холодность вместо более нормальных теплоты и материнской нежности.

 

Это — результат чувства вины перед Богом?

Возможно, иногда этот фактор присутствует, однако большинство женщин, отмеченных в первоначальных исследованиях, не были постоянными прихожанками.

 

Насколько мне известно, Американская ассоциация пси­хологов считает, что ПАС не существует?

Эта группа сильно настроена в пользу абортов, и, определенно, такое настроение влияет на образ мыслей. Но в течение последних десяти лет, или даже больше, было проведено несколько конференций по ПАС на национальном уровне. Написано множество профессиональных статей и около 15 книг, которые внесли дополнительную ясность в то, что касается существования этой проблемы и знаний о ней.

Более того, во всех почти 4 тысячах центрах поддержки беременности в США было обнаружено, что все больше времени посвящается работе над проблемой послеабортного синдрома.

 

Но многие исследователи отрицают существование ПАС.

Да, но это неправильно по двум причинам:

(1) Время: В большинстве случаев чувства женщины исследовались в течение первых недель или месяцев после аборта, когда она еще чувствует облегчение оттого, что ее проблема устранена. Поскольку ПАС возникает зачастую через пять лет или больше, результаты этих исследований неверны.

(2) Поверхностность: Подавление и отрицание загоняют чувства женщины глубоко в подсознание. Если исследование проводится по методике анкетирования или единственного собеседования, женщина обычно отрицает наличие проблемы. Результаты таких исследований неприменимы. Только при длительном психологическом тестировании или консультировании женщина может признать, что у нее есть некоторые симптомы, но еще менее вероятно то, что она свяжет их с абортом, о котором она так отчаянно пытается забыть.

 

Вы считаете, что в большинстве исследований не уделяют внимания ПАС?

Да, в большинстве опросов выявляется мало эмоциональных проблем — вместо них есть чувство облегчения! Да, но «то, что женщина действительно чувствует на глубочайшем уровне, сильно отличается от того, что она говорит в ответах на анкету». В Канаде проводилось исследование, в ходе которого была опрошена группа женщин, ранее ответивших на анкету и в своих ответах отрицавших, что у них были связанные с абортом проблемы. Половина женщин из группы была случайным образом отобрана для глубинной психотерапии. «То, что было выявлено при психотерапии, представляло собой резкий контраст [с ответами на вопросы анкеты], даже если женщины на рациональном уровне считали аборт неизбежным, единственно возможным действием». Было показано, что сознательное, рациональное решение сделать аборт может сосуществовать с отрицанием этого на глубинном уровне. Несмотря на внешние проявления, аборт оставляет за собой глубокие чувства «неизбежной сильной боли, утраты и чувства самоидентификации с плодом».

И. Кент и др., «Эмоциональные последствия искусственного аборта», Журнал Британского медицинского колледжа, том 20, № 4, апрель 1978 года
И. Кент, «Глубинное влияние аборта», Новости семейной медицинской практики, июнь 1980 года, с. 80
(I. Kent et al., “Emotional Sequelae of Elective Abortion,” British College of Med.
Jour., vol. 20, no. 4, April 1978
I. Kent, “Abortion Has Profound Impact,” Family Practice News, June 1980, p. 80)

 

А есть ли исследования, результатам которых можно доверять?

Да, в их число входят два обобщающих исследования.

Джеймс Роджерс, тщательно изучивший более 400 опубликованных исследований, указывает на широкое распространение «неверной методологии и структуры исследований», а также на «явно не отвечающие стандартам характеристики компетентности». Он делает вывод, что «вопрос о психологических последствиях аборта не закрыт».

Дж. Роджерс и др., «Состоятельность результатов контролируемых исследований психологических последствий аборта», Перспективы науки и Христианской веры,том 39, № 1, март 1987, с. 20-29

(Rogers et al., « Validity of Existing Controlled Studies Examining the Psychological Sequelae of Abortion,” Perspective on Science and Christian Faith, vol. 39, no. 1, Mar. 1987, p. 20-29)

 

Результаты других исследований говорят, что проделанные исследования страдают дефектами в методологии и что у женщин, сделавших аборт, результаты хуже, чем у женщин, родивших ребенка.

Э. Посавач и др., «Некоторые проблемы… психологических последствий аборта», Психология и здоровье, № 5, 13-23 

(Posavac et al., «Some Problems… Psychological Effects of Abortion», Psychology & Health, no. 5, 13-23)

 

А что можно сказать о специализированных исследованиях?

Прекрасные исследования послеабортного синдрома были проведены группой ученых; они опубликовали полученные результаты в следующих изданиях:

А. Спекхард и В. Рю, Послеабортный синдром: новая проблема здравоохранения, Журнал по социальным вопросам, т. 48, № 3, 1992 

(Spekhard & V. Rue, Post. Ab. Syndrome: An Emerging Public Health Concern, J. of Soc. Issues, vol. 48, no. 3, 1992)

и

Э. Дж. Анджело, Психологические последствия аборта, Линакр Куортерли, том 59:2, май 1992

(E.J. Angelo, Psych. Sequelae of Abortion, Linacre Quart. vol. 59:2, May 1992)

и

Ф. Ней и др., Психическое здоровье и аборт, Психиатрический журнал Университета Оттавы, т. 14, № 4, 1989

(Ney et al., Mental Health & Abortion, Psychiat. Jour., U. of Ottawa, vol. 14, no. 4, 1989)

и

Л. Девебер и др., Послеабортная подавленность. Психологические последствия аборта, Медицина человека, том 7, № 3, август 1991, с. 203

(DeVeber et al., Post Abortion Grief, Psychol. Sequel. of Ab., Humane Med., Vol. 7, no. 3, Aug. ’91, p. 203)

 

Есть еще две прекрасные монографии:

Дж. Бренде, Послетравматические последствия… аборта…, Публикации по травматологии, ул. Морнинг Глори, Спарта, штат Калифорния, 31087 

(Brende, Post-Trauma Sequelae… Abortion…, Trauma Rec. Pub., 458 Morning Glory Dr., Sparta, CA 31087)

 

В. Рю, Послеабортная травма, Динамика жизни, 1994 А/Я 185, Луисвилль, штат Техас, 75067 

(Rue, Post Abortion Trauma, Life Dynamics, 1994, P.O. Box 185, Lewisville, TX 75067)

 

Имеется также ежеквартальный бюллетень Ассоциации междисциплинарных исследований по ценностям и социальным изменениям, который можно заказать по адресу: NRLC, 419 7th St. NW, Washington, DC 20004.

 

Приводило ли это когда-либо к самоубийству?

Самоубийство редко встречается среди беременных женщин, но гораздо чаще у женщин после искусственного аборта. Конечно, оно никогда не включается в статистику материнской смертности от аборта, хотя причинно-следственная связь очевидна.

«Уровень самоубийств после аборта в три раза превышает общий уровень и в шесть раз превышает уровень самоубийств в связи с рождением ребенка… уровень для женщин, родивших живого ребенка, составил 5,9 на сто тысяч; уровень самоубийств после самопроизвольного выкидыша составил 18,1; уровень после аборта составил 34,7». Отмечено, что у женщин часто «встречаются кратковременные депрессии после рождения ребенка, но это редко ведет к самоубийству, и первоначальный родовой стресс является преходящим, а общее влияние на здоровье женщины положительно».

М. Гисслер, Связь между абортом и самоубийством, Британский медицинский журнал, 6 декабря 1996 года 

(Gissler, Abortion/Suicide Link, Br. Med. J., Dec. 6, 1996)

 

Значит, самоубийство беременных женщин — редкость?

В книге «Аборт: вопросы и ответы» авторы подробно обсудили пять исследований, ясно доказывающих это. Достаточно лишь одного комментария:

«Плод в матке является, видимо, защитным фактором. Возможно, женщины не хотят убивать другую жизнь, которая уйдет вместе с ними».

 

А после аборта?

В названной выше книге авторы также говорят о результатах исследований организации «Анонимные самоубийцы», а именно: самоубийство после аборта встречается в несколько раз чаще, чем после родов.

Британский медицинский журнал, 1996

(British Medical Jour., 1996)

 

Что можно сказать о возникающем после аборта психозе?

Знания об этом не изменились со времени работы доктора М. Сима. Он установил, что, по сравнению с послеродовыми расстройствами, послеабортные психозы гораздо серьезней, долговременней, и более вероятны рецидивы. Они чаще представляют собой «тяжелые» случаи.

М. Сим, «Аборт и психиатр», Британский медицинский журнал, т. 2, 1963, с. 145-148

(Sim, “Abortion and the Psychiatrist,” British Medical Jour., vol. 2, 1963, p. 145-148)

 

Есть ли примеры из нехристианских культур?

В Японии, где аборт был узаконен и приемлем многие десятилетия, является обычаем проведение обряда Мицуе Куе в честь бога Дзизо. Этот бог является небесным покровителем детей, погибших от голода, аборта или детоубийства. В честь его покупают и украшают статуэтки маленьких детей. Затем в буддистском храме проводятся богослужения скорби и примирения.

 

Оказывает ли аборт отрицательное влияние на других детей женщины?

В некоторых случаях проявляется четко видимый «синдром выжившего». Дети обычно знают, что их мама беременна. Они также знают, что их мама «становится небеременной». В таком случае этот «синдром выжившего» напоминает то, что переживали родственники людей, уничтоженнных гитлеровцами во время Второй мировой войны. Это — иррациональное, но реальное чувство вины: «почему я спасся, а их убили?» Об этом писал доктор Ней.

Доктор Эдуард Шеридан из Университета Джорджтауна также наблюдал страх перед матерью и недоверие к ней. Обычно маленький ребенок, чувствующий, что скоро родится братик или сестричка, не желает этого. «Когда малыш неожиданно исчезает, у маленького ребенка может возникнуть деформированное чувство собственной способности «устранять» людей. Или, если он знает, что его мама активно участвовала в таком устранении брата или сестры, он начинает бояться своей матери». Простое объяснение этого явления дано в работе:

Л. Бонд «Выживший брат или сестра», Национальные новости партии «Право на жизнь», 25 сентября 1988 года 

(Bond, “The Surviving Sibling,” Nat’l RTL News, Sept. 25, 1988)

 

Это также тесно связано с проблемой дурного обращения с детьми.

Доктор Филип Ней, профессор психиатрии  Университета города Крайстчерч (Новая Зеландия), а затем Университета города Калгари (Канада), работая в Университете провинции Британская Колумбия, Канада, опубликовал широко известную работу по этому вопросу. Его анализ четко указывает на тот факт, что аборт (и приемлемость насилия и убийства по отношению к новорожденному ребенку) понижают психическую сопротивляемость человека к насилию над детьми и к детоубийству.

Ф. Ней, «Связь  между абортом и дурным обращением с детьми», Канадский психиатрический журнал, том 24, 1979, стр. 610-620 

(Ney, «Relationship Between Abortion & Child Abuse», Canada Jour. of Psychiatry, vol. 24, 1979, pp. 610-620)

 

Имеются ли методы лечения ПАС?

Да, но это лечение нелегкое. Сначала следует отметить, что лишь немногие врачи понимают, как должно проводиться лечение. Следует особо отметить, что большинство психиатров и психологов не могут оказать существенной помощи; не помогают и применяемые психотропные медикаменты.

Требуется процесс постепенного излечения, в течение которого необходима непрерывная тесная эмоциональная поддержка одного или нескольких людей, необязательно обученных профессионалов.

В конце 90-х годов можно начать с организации Центра содействия беременным женщинам. Там смогут либо сами помочь женщине, либо подсказать, кто может помочь.

Процесс лечения состоит из пяти этапов:

(1) Противостояние отрицанию. Женщине следует снова осознать и признать, что она соучаствовала в убийстве собственного ребенка.

(2) Женщина должна оплакать утраченное дитя — слезы и траур, как по другому любимому человеку.

(3) Искать прощения свыше. Это может показаться неожиданным, но представляется жизненно важным для любой женщины.

(4) Простить других. Это тоже трудно, но нужно для того, чтобы завершить лечение и избавиться от давно подавляемой ярости.

(5) Простить саму себя. Немногие доходят до этого, но те, кому это удается, приобретают душевный покой.

На каждом этапе жизненно важны сострадание, поддержка и понимание со стороны одного или нескольких людей, находящихся рядом с женщиной.

Дж. Уилкке, «П.А.С. Пять этапов того, как Вы можете помочь», Life Issues Connector, март 1996

(Willke, P.A.S. Five Steps on How You Can Help, Life Issues Connector, March. 1996)

 

— Печалию исцелишься —

Читайте также

Человеческая жизнь. Вопрос второй

Седьмая глава из книги Джона и Барбары Уиллке «Мы можем любить их обоих»: После ответа на ...

Человеческая жизнь. Вопрос первый

Седьмая глава из книги Джона и Барбары Уиллке «Мы можем любить их обоих»: Если оставить в стороне аргументацию ...

Старое и новое

Пятая глава из книги Джона и Барбары Уиллке «Мы можем любить их обоих»: Стали ли наши ...